Средние группы: Средняя группа компенсирующей направленности № 4

4—5 лет

Педагоги группы


Особенности занятий в группе

 Условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям, себе

4-5 лет

В воспитании детей пятого года жизни совершенно особое значение приобретает требовательность. На этой ступени еще нельзя полагаться на сознательное управление ребенком своим поведением, так как многое он еще не понимает, не умеет отчленить положительный пример поведения от дурного, кое-что из того, что требуют взрослые, забывает, кое-что делает вопреки этим указаниям, не считая их для себя обязательными. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, и задачи, поставленные перед ребенком, выполнимы.

Прежде чем ребенку запретить что-то или дать указание что-то выполнить, следует продумать целесообразность запрета, возможность выполнения указания. Предъявляя требования, следует помнить о соблюдении известной последовательности, идя от легких задач ко все более и более сложным, при выполнении которых детям понадобится проявить определенные усилия.

Серьезным препятствием в выработке у детей навыков и привычек культурного поведения, правильных взаимоотношений со сверстниками является отсутствие постоянства требований. Между тем как именно постоянство воздействий создает предпосылки для формирования привычек, и ребенок уже многое может сделать без напоминаний и дополнительных указаний педагога.

В требованиях к ребенку всегда должно заключаться указание того, что нужно сделать: убрать строительный материал на место, вымыть руки после занятий лепкой. При этом условии дети утверждаются в необходимости выполнить требуемое, а указания, идущие от запрета, пробуждают детский негативизм.

Следует помнить и еще одно важное условие – требования должны предъявляться в доброжелательном тоне и выражать уверенность в том, что ребенок справится с поставленной перед ним задачей. Старания ребенка непременно надо поощрять.

Так же как и на предшествующей возрастной ступени, воспитание нравственных чувствявляется важнейшей задачей, но у детей пятого года жизни чувства проявляются более активно и выражаются в сопереживании по поводу радости и огорчения сверстников, в стремлении прийти на помощь, в желании и готовности сделать хорошее для других.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений со взрослыми и сверстниками: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких.

Для успешного решения задач нравственного воспитания следует продумать такую организацию быта, при которой взрослые работают слаженно и четко, в детском саду установлен мажорный настрой, приветливый тон, требовательность сочетается с готовностью прийти на помощь ребенку.

Наряду с другими методами воспитания уважения к взрослым, привычки проявлять вежливость педагоги используют показ иллюстраций, на которых изображены различные бытовые ситуации, а также чтение или рассказывание литературных произведений.

Условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с традиционными ценностями российского общества

4-5 лет

Дети, посещающие детский сад, к четырем годам накапливают определенный опыт, который важно учитывать педагогу. Прежде всего это опыт общения со сверстниками, опыт выполнения нормативных требований педагога, которые одинаковы для всех детей. Это опыт совместных переживаний – общая радость, общие заботы, а иногда огорчения, возникающие у малышей по разным поводам. Это опыт совместной трудовой деятельности (уборка групповой комнаты, участка, уход за огородными культурами), требующей от детей умения согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Дети на четвертом году жизни приучаются дружно играть вместе, поддерживать игровой замысел друг друга, пользоваться общими игрушками.

Относительно большая самостоятельность детей к началу пятого года жизни позволяет изменить характер педагогического руководства детской деятельностью, предоставлять некоторым группам детей лишь материал для игр, полагаясь на их умение самостоятельно строить взаимоотношения и развивать содержание игр (однако не следует переоценивать эти возможности детей, особенно в первой половине года: их достижения в самоорганизации еще неустойчивы и детская деятельность требует пристального внимания со стороны воспитателя).

Предпосылками для развития устойчивого морального поведения, формирования начал коллективных взаимоотношений являются постоянство педагогических требований детского сада и семьи, постоянное воздействие положительного примера взрослых.

Для развития положительных взаимоотношений очень важно предоставлять детям возможность активно проявлять себя в разнообразной деятельности: много и содержательно играть, ежедневно трудиться, с интересом участвовать в занятиях. Именно содержательная деятельность, в которой детям постоянно приходится договариваться, согласовывать сои намерения с другими, уступать друг другу, формирует первый опыт коллективных взаимоотношений, создающих основу нравственного облика ребенка.

Руководя деятельностью ребенка, необходимо ставить пред ними определённые задачи, требующие не только индивидуальных, но и согласованных усилий.

На пятом году жизни детей нужно приучать оказывать помощь взрослым. Сначала дети делают это по просьбе воспитателя, и он каждый раз положительно оценивает такую помощь. Позже, при систематической работе с детьми, они будут оказывать такую помощь и по собственной инициативе.

При воспитании внимания и уважения к старшим педагог не ограничивается словесными назиданиями, а побуждает к определенным действиям. Поведение детей организуется таким образом, чтобы они имели возможность доставить радость, удовольствие взрослым своим вниманием к ним, проявлением заботы. Например, воспитатель, работающий в первую смену, подсказывает детям во время прогулки нарвать букетик цветов для педагога, который придет во вторую смену, и поставить ей на стол.

Знакомя детей с бытовыми правилами, воспитатель должен объяснить само правило, показать способы его выполнения и раскрыть ребенку его нравственный смыл. Например, выполнение правила «вытирать ноги о коврик при входе в детский сад» помогает поддержанию чистоты в помещении и облегчает труд уборщиц.

Одной из самых ответственных задач, стоящих перед педагогом средней группы, является воспитание у детей желания и умения трудиться, составляющих основу формирования важного нравственного качества – трудолюбия.

Воспитателю следует иметь в виду, что участие детей младшего и среднего дошкольного возраста в труде еще не является столь планомерным, как на старшей ступени. В этой связи нужно определить формы сотрудничества взрослого и ребенка при выполнении общей работы. Особое значение приобретают трудовые поручения. Это именно та форма организации детской деятельности, которую наиболее эффективно может использовать педагог в трудовом воспитании детей данного возраста. Важно, чтобы выполненное поручение было оценено педагогом, только при этом условии оно будет иметь воспитательное значение.

Если на предшествующей возрастной ступени основными видами труда является самообслуживание и отдельные трудовые поручения, то в средней группе главное внимание уделяется труду, направленному на общую пользу. Наиболее доступной формой такого труда для детей данного возраста являются дежурства. Во втором полугодии все большее место начинает занимать регулярный труд в природе.

Продолжается воспитание ребенка в игре. Целесообразно ставить ребенка в определенные игровые ситуации. Например, в играх в «самолет», «автобус», «пароход» дети с выразительной ситуацией обращаются к пилоту, шоферу, капитану, чтобы их покатали на автобусе, пароходе, а педагог не упустит возможности поощрить детей, заметив «Конечно, если так вежливо просят, капитан возьмет на пароход 5-6 человек и покатает их».

Важные задачи нравственного воспитания можно решать путем влияния на сюжеты бытовых игр, например, «Мамин праздник», «Поездка семьи на поезде». В этих играх дети изображают уход взрослых за маленьким ребенком, день рождения мамы, праздники в семье и др. Все эти игры отличаются гуманистической направленностью, способствуют формированию у детей уважения и любви к членам семьи, отзывчивости, доброты, заботливости и др.

Важно расширять игровые интересы детей, делать содержание игр разнообразным, например, включать сюжеты, связанные с работой людей разных профессий – шофера, машиниста, консультанта в магазине, доктора, воспитателя, строителя, садовника, моряка. Игры обогащаются яркими проживаниями, связанными с государственными праздниками, радостными событиями в семье.

В процессе игры воспитатель может использовать различные приемы воздействия на поведение детей: напоминания, советы, вопросы. Иногда воспитатель берет на себя определенную роль.

Условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское сообщество

4-5 лет

Одно из первых правил, которое усваивают дети в средней группе, предусматривает: «Все, что можешь, делай сам».

Необходимо научить детей поддерживать порядок в группе, замечать нарушения и устранять их или сообщать об этом взрослому. К концу первого полугодия все дети должны усвоить правило «Каждой вещи – свое место».

Развивающая самостоятельность детей перестраивает характер их взаимоотношений со взрослыми: дети начинают реже обращаться с просьбами о помощи при одевании, раздевании и т.п., активнее организуют совместные игры и в ходе их ставят перед воспитателем вопросы, обнаруживающие возникновение познавательных интересов, что, как известно, является важнейшим условием формирования личности. 

Обучающая программа

Образовательная программа дошкольного образования 

Для детей дошкольного возраста (с 3 до 7лет)

Образовательная область «Речевое развитие»

Таблица 5

Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия. Средняя группа/ авт.-сост.О.Н.Иванищина, Е.А.Румянцева._ Волгоградд: Учитель, 2014.

Ушакова О.С.Программа развития речи дошкольников.- 4-е изд., перераб.-  – М.: ТЦСфера,2015.

Как хорошо уметь читать! Д.Г.Шумаева  – СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС»1999

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1985

Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Под ред. О.С. Ушаковой.3-е изд., испр.- М.: Сфера,2016

Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка/ Н.Е. Богуславская, Н.А.Купина – Екатеринбург 2000

Ушакова О.С Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие.2-е изд., дополн.-  – М.: Сфера,2016

Развитие речи детей 5-7 лет.- 3-е изд., дополн./ Под ред.О.С.Ушаковой.- – М.: Сфера,2016

Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000

Образовательная область «Познавательное развитие»

            Таблица 6

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014

О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014

Л.Л.Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от3 до 8 лет. Парциальная программа.- СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Дыбина О.В., Рахманова Н.П.  Неизведанное рядом. – М.: Сфера ,2002

Михайлова З.А., Полякова М.Н., Чеплашкина И.Н. Математика-это интересно. Парциальная программа.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – СПб.:  ДЕТСВО ПРЕСС,2007

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.:  ДЕТСВО ПРЕСС,2002

Михайлова З.А.Математика от 3 до 7.- СПб.:Акцидент,2000

З.А.Михайлова, Е.А.Носова Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015

Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное  планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Н.В.Нищева.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное  планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н.В.Нищева.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н.В.Нищева.- СПб.:ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост.Н.В.Нищева.- СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016

Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планированиеработы. Беседы. Игры- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

Таблица 7

Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2015

Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному воспитанию/ Под ред. Л.В.Коломийченко.- М.:ТЦ Сфера, 2015.

Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному воспитанию/ Под ред. Л.В.Коломийченко.- М.:ТЦ Сфера, 2016.

Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.:АРКТИ,2003

Гарнышева Т.П. ОБЖ для школьников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010

Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2003

                                  Образовательная область «Физическое развитие»             

Таблица 8

Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 4-7 лет по программе «Детство»/авт.- сост. Е.А.Мартынова, Н.А. Давыдова, Н.Р.Кислюк.- Волгоград: Учитель, 2016

Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-4 лет по программе «Детство»/авт.- сост. И.М.Сучкова, Е.А.Мартынова, - Волгоград: Учитель, 2015.

Рунова М.а. Движение день за днем. Двигательная активность- источник здоровья детей.(Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурной среды). Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей.- М., ЛИНКА_ПРЕСС, 2007.

Щербак А.П. Тематические Физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. – М.: Владос,2001

Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников.- СПб.:  СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет).- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева О.И. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2001

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Таблица 8

Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в средней группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.

Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.

Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.

Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Карапуз-Дидактика,2006

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: Карапуз-Дидактика,2006

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: Карапуз-Дидактика,2006

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: Карапуз-Дидактика,2006

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. – М.: Карапуз-Дидактика,2010

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа:учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2012

Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду: Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.:Мозайка-Синтез,2008

Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. – М.: Педагогическое общество России, 2006

Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной образовательной программы «Детство». Содержание, планирование, конспекты, сценарии, методические советы. .- СПб.:  ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015

Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия/ сост. Н.Г.Барсукова(и др.). – Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2015.

Картушина М.Ю. Вокально- хоровая работа в детском саду.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.

Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира.- СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015

Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет. -  М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет. -  М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

Картушина М.Ю. Музыкальные сказки о зверятах. Развлечения для детей 2-3 лет.- -  М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
7.00 - 8.10
Приём детей, осмотр, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми
8.10 - 8.20
Гимнастика
8.20 -8.40
Подготовка к завтраку, завтрак
8.40 - 9.00
Самостоятельная деятельность, подготовка к занятиям
9.00 - 10.15
Образовательные ситуации, занятия, самостоятельная деятельность
9.20 - 9.30
2 завтрак
10.15 - 12.15
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, индивидуальная работа, физ. упражнения, самостоятельная деятельность)
12.10 - 12.15
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду
12.25 - 12.50
Обед
12.50 - 15.00
Подготовка ко сну, сон
15.00 - 15.10
Постепенный подъем
15.10 - 15.15
Полдник
15.15 - 16.25
Образовательные ситуации, занятия, досуги, кружки, занятия с детьми по интересам, развивающие игры
16.25 - 16.55
Ужин
16.55 - 19.00
Прогулка, уход детей домой
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день
Завтрак
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г
Второй завтрак
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г
Обед
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г
Ужин
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г

Дополнительные занятия в группе

«Чудеса из песка»
Строя и разрушая, а затем, снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние. Игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратит лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия развивают сенсорные ощущения. Упражнения благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного ребенка.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie