Чему обучают ребёнка в детском саду
Родителям о ФОП ДО
- ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад.
-ФОП ДО заменяет все другие программы, действующие на данный момент.
- ФОП ДО должны соответствовать все программы во всех дошкольных учреждениях с 01 сентября 2023 года.
-ФОП ДО и Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в дошкольных учреждениях.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования: вопросы и размышления
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
Педагогический коллектив МБДОУ "Детский сад № 4 "Солнышко" на педагогическом часе ознакомился с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Дорожной картой ФОП ДО и необходимостью приведения в соответствие с ФОП ДО своей основной образовательной программы, рабочих программ не позднее до 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ).
Материалы для ознакомления:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования
- Презентация : “Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем”
- Рекомендации по формирования инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования
- Федеральная адаптированная ообразовательная программа программа дошкольного образования
-
ОП ДО спроектирована с учетом ФГОС ДО и ФОП ДО, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности ДОО.
Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОО программы «Детство» Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014г.
- Цель и задачи Программы:
Цель реализации ОП ДО– разностороннее и целостное развитие ребенка, обеспечивающее формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.
Задачи реализации ОП ДО:
- Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
- Создать благоприятные условия для развития интеллектуальных творческих возможностей детей, для формирования предпосылок к учебной деятельности.
- Обеспечить равный доступ к образованию всех воспитанников Учреждения с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
- Формировать интеллектуальный потенциал детей, развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через реализацию парциальных программ и технологий.
- Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно- эстетическое развитие детей.
Парциальные программы
Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников «Занимательные финансы»
Цель Программы — формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего возраста.
Основные задачи Программы
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
-раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
-сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
-подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Программа «Добро пожаловать в экологию!»
(О.А. Воронкевич)
Цель: воспитание у ребенка основ экологической культуры.
Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы, познавательные психические процессы, логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность; формировать представление о системном строении природы, воспитывать осознанное бережное отношение к природе.
Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» (Коломийченко Л.В.)
Цель: своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социально-коммуникативное развитие дошкольников.
В программе представлены задачи социального воспитания по трем сферам социально-коммуникативного развития: когнитивной (познавательные сведения), эмоционально-чувственной (интересы, потребности), поведенческой (способы взаимоотношений).
Парциальная программа
«Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»
(Л.Л. Тимофеева)
Цель: формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни, неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи реализации программы:
- Обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях, развитие способности выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
- Формирование представления о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
- Развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих. Соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам;
- Развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, различать игровую(виртуальную) и реальную ситуации;
- Развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;
- Формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач(проблем), преобразовывать способы решения задач(проблем) в соответствии с особенностями ситуации;
-Формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
- Формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности;
-Формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.
Программа «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (Ушакова О.С.)
Цель: овладение родным языком, развитие речевых способностей у дошкольников.
Программа художественно-эстетического развития детей (Н. Н. Леонова)
Цель: создание системы работы по художественно-эстетическому развитию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Задачи: воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве.
Программа «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(Н. В. Нищева)
Цель: обучение грамоте детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет.
Задачи:
- профилактика нарушений письменной речи у детей в дельнейшем при обучении в начальной школе;
- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа математического развития дошкольников «Игралочка»
(Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова.)
Программа математического развития дошкольников «Раз-ступенька, два-ступенька»
(Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. )
Цель: формирование у детей математических представлений и понятий.
Задачи:
развитие:
• логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);
• мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);
• сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);
• любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);
• находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
• вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
• мелкой моторики; ознакомление:
• с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);
• с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.);
формирование опыта:
• аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;
• работы по правилу и образцу;
• фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;
• выбора способов преодоления затруднения;
• постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих действий;
• проверки результатов своих действий, исправления ошибок;
воспитание:
• нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);
• положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
О реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, реализуемых по договорам об оказании платных образовательных услуг
№ |
Наименование программы |
Уровень образования |
Форма обучения |
Нормативный срок обучения |
1 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Фа Соль-ка" |
Дошкольное образование |
Очная |
Для детей 3-4 года - 8 месяцев |
2 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Скоро в школу" |
Дошкольное образование |
Очная |
Для детей 5-6 лет - 8 месяцев |
3 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей раннего возраста и их родителей «Вместе с мамой» |
Дошкольное образование |
Очная |
Возраст 1 -2,5 года - 8 месяцев |
4 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Танцевальный калейдоскоп" |
Дошкольное образование |
Очная |
Возраст 5-6 лет -7 месяцев |
О реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, реализуемых на бюджетной основе
1.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир под микроскопом» (возраст воспитанников 6-7 лет)
2.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Арт-фантазии" (возраст воспитанников 5-6 лет)
3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса из песка» (возраст воспитанников 4-5)
4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Солнечные нотки" (возраст воспитанников 5-6 )
5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Веселый мяч" (возраст воспитанников 5-6 лет)
7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» (возраст 3-4 года)
8.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «LEGO-конструирование в детском саду» (возраст 6-7 лет)
Тип проекта – познавательно-исследовательский.
По времени – краткосрочный, продолжительность проекта –10 дней.
Актуальность. Подрастающее поколение, а тем более дети дошкольного возраста, все меньше и меньше знают о Великой Отечественной войне. У детей яркий, естественный, неиссякаемый интерес ко всему происходящему, но для них - это далекая история, она сложна для понимания детьми и требует дополнительной проработки.
На нас, педагогах лежит особая ответственность – помочь детям получить знания о самой страшной войне, чтобы они помнили, гордились подвигом нашего народа.
Проблема. Недостаточные знания детей о Великой Отечественной войне, о Дне Победы.
Цель: расширение знаний детей о ВОВ, о празднике «День Победы».
Задачи:
Обучающие:
- Дать элементарные сведения о Великой Отечественной войне;
- Дать представления о значении Победы нашего народа в ВОВ, , о «Дне Победы»;
- рассказать о мужестве и героизме нашего народа в ходе ВОВ;
- помочь детям при помощи адвент - календаря почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать.
Развивающие:
- развивать познавательную активность дошкольников;
- обогащать и развивать словарный запас детей;
- развивать у детей ассоциативное мышление и воображение;
- развивать у детей восприятие музыкальных и литературных произведений о войне.
Воспитательные:
- формировать гражданскую позицию, дух патриотизма, чувство гордости за Родину, за подвиг своего народа;
- воспитывать уважительное отношение к памяти героев ВОВ к ветеранам ВОВ, старшему поколению.
Общие дела
Общие дела – это главные традиционные общие дела ДОУ, в которых принимает участие большая часть воспитанников и которые планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для дошкольников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют общению, ставят детей в ответственную позицию к происходящему в ДОУ.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
Вне образовательного учреждения:
участие во всероссийских акциях и проектах.
На уровне ДОУ:
общие праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все группы детского сада;
церемонии награждения (по итогам года) дошкольников и педагогов за активное участие в жизни детского сада, защиту чести учреждения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие ДОУ;
Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне групп:
участие групп в реализации общих ключевых дел ДОУ;
На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела ДОУ в одной из возможных для него ролей;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки и проведения ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими дошкольниками, с педагогами и другими взрослыми;
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков участия в общих делах;
при необходимости коррекция поведения ребенка, в том числе посредством включения его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка.